автополив

Насос для автополива

Важнейшим компонентом системы полива является насос. В связке с емкостью, насос обеспечивает рабочее давление в системе автополива, емкость же обеспечит достаточное количество воды. Выбор насоса для автополива обуславливается особенностями конкретного проекта. В большинстве случаев используются горизонтальные центробежные многоступенчатые насосы, они зарекомендовали себя наилучшим образом по соотношению цена/качество.

Важнейшими характеристиками насоса являються напор и производительность. Напор насоса как правило указываеться в метрах высоты, на которую насос закачает воду, но при этом каждый метр высоты будет «съедать» производительность насоса. Поскольку производительность и напор насоса обратно пропорциональные величины, то выбирая насос важно подобрать такую модель, которая сможет обеспечить систему автополива необходимым соотношением напора и производительности.

Поскольку работа насоса необходима лишь во время полива, то в остальное время он должен отключаться. Для контроля работы насоса и предотвращения «сухого» хода, который может привести к перегреву насоса, используются специальные блоки управления – пресс-контроллеры, часто эти блоки устанавливаются непосредственно на насос.

Насос с подключенным пресс-контроллером и различной вспомогательной арматурой (шаровые краны, фильтры грубой очистки, консервационные узлы) в совокупности именуется «насосной станцией».

Источник воды и насос

Главное в любой системе полива это вода, традиционно источником воды являются водоемы и колодцы. Однако для создания системы полива оба этих источника подходят мало. Водоемы не подходят, так в них содержится большое количество Органических веществ, которые быстро загрязнят и выведут из строя систему полива, а эффективная система очистки воды из естественного водоема весьма дорогостоящая. Колодцы же зачастую не обладают достаточным запасом воды в период интенсивного полива и что особенно важно, скоростью её восполнения. Поэтому для питания водой систем автополива предпочтительны скважины или магистральные водопроводы. При этом в большинстве случаев необходима установка расширительной емкости объемом от 1 до 10 кубических метров, а в случае полива очень больших территорий необходима установка массивов из емкостей.

Установка емкости необходима для обеспечения системы полива необходимым количеством воды и её подогревом до температуры окружающей среды, так как вода из скважины как правило имеет температуру около 5 градусов по шкале Цельсия и может быть губительна для некоторых видов растений.

Использование магистрального водопровода в качестве источника воды удобно и удешевляет монтаж системы автополива, но лишь при условии достаточного давления воды в магистрали, также следует помнить о счетчике воды (если он установлен), расход воды на один полив может составлять до 4,5 кубических метров. Использование скважины ограничено лишь дебетом (скоростью наполнения) скважины.

Трубопровод в автополиве

Трубы, применяемые в системах автополива:

Трубы ПНД (полиэтилен низкого давления), представленные на рынке, все вполне удовлетворительного качества, тем более, что системы полива рассчитаны на меньшее давление, чем эти трубы. Однако не следует выгадывать и брать техническую трубу ПНД — для электрики — она некачественная и может подвести. Диаметры труб устанавливаются при гидрорасчете системы и соответствуют объему воды, проходящему через них при определенном давлении. Например, труба диаметром 40 пропускает через себя 4,5 м куб воды в час под давлением в 4,5 атм. По мере разветвления трубопровода уменьшается диаметр трубы.

Трубы их полипропилена в условиях средней полосы использовать не стоит, так как они разрушаются на морозе, а кроме того для сборки трубопровода необходима пайка соединений, что в полевых условиях затруднительно.

Использование металлических труб создает иллюзию надежности, однако основной способ их соединения – сварка, а сварные соединения имеют свои плюсы: более дешевые, переход через 2–3 диаметра (с 20 мм на 40 мм трубу). Но минусы более ощутимы — это низкое качество и не ремонтопригодность соединений, высокие трудозатраты (сваривают одно соединение два человека), невозможность проводить работы под дождем и в холод, а также порой низкое качество фитингов для сварки в раструб.

Система автоматического полива должна быть прежде всего надежна (работать без сбоев и неожиданностей), незаметной (не бросаться в глаза торчащими из земли трубами и головками), многофункциональной, способной перенастраиваться и регулироваться при изменениях на участке, а также быть ремонтопригодной и иметь возможности к расширению и модернизации.

У разных фирм есть отдельные, более или менее удачные изделия. Поэтому имеет смысл комбинировать оборудование для полива большинства фирм может хорошо работать, если оно грамотно смонтировано, и, наоборот, даже самое дорогое не будет эффективно работать при плохом монтаже, поэтому основной акцент следует делать на квалификации монтажников.

Грамотно смонтированная система не требует практически никаких сил и средств при обслуживании, управлять ею легко. Вмешательство специалиста может потребоваться только при пуске системы весной и консервации осенью.

Related Articles

Back to top button